Имя *:
E-mail *:
Телефон:
Загрузить файл (< 2mb):
Загрузить файл :
Загрузить файл :
Код Youtube :
Сообщение:
Защитный код *:
  
Случайные фото:
В случае войны с Россией вы лично:
 
 
 

Ответили: 446
Городское расписание:
В мире:

Африканский неоколониализм: инвестиции, войны и «дикие гуси»

   
Африканский континент — сложное и слабо развитое политически пространство столкновения экономических и военных интересов Китая, США и России. В соответствии с американской Стратегией национальной обороны первостепенное значение имеет конкуренция между глобальными игроками, а не победа над террористическими  организациями, действующими в Северной и Центральной Африке, как Исламское государство, "Боку харам", "Аль-Каида" и другие. Эта стратегия определят в том числе экономическое развитие всего континента.
Фото: Justified Accord 2019, usaraf.army.mil
   
США — единственная страна в мире, в составе вооруженных сил которой с 2008 года действует Африканское командование AFRICOM. В подчинении этой структуры в 2015 году находилось 36 военных баз Сил специальных операций США с дислокацией в разных юрисдикциях Африканского континента, в 2017 году — 46 баз, включая 15 "устойчивых пунктов" от Кении до Судана, секретные аэродромы в Ливии, Тунисе, Уганде и ряде других стран. Базы подразделяются на три категории: передовые оперативные пункты, совместные дислокации безопасности и чрезвычайные дислокации. При этом США официально (https://www.usaraf.army.mil) подтверждают военное присутствие в 21 стране Африки.
Африканские силы Америки
    Комбатанты США – это около 6000 военнослужащих в 53 странах, сообщил председатель Объединенного комитета начальников штабов AFRICOM генерал морской пехоты Джозеф Данфорд. В этом году в Эфиопии (Аддис-Абеба, Дыре-Дауа)  прошли учения "Оправданное соглашение" Justified Accord 2019 с участием  армии США, предназначенное для расширения возможностей и возможностей сотрудников и сил в операциях по поддержанию мира в поддержку Миссии Африканского союза в Сомали. Участвовало более 1000 военных и правительственных сотрудников из Бразилии, Бурунди, Канады, Джибути, Эфиопии, Франции, Италии, Нидерландов, Сомали, Уганды, Великобритании и Соединенных Штатов. Солдаты США из пехоты, военной полиции, саперных и инженерных подразделений работали в связке с Национальными силами обороны Эфиопии (ENDF) на различных треках учебных ситуаций (STX) для улучшения командной слаженности и выстраивания отношений с ENDF. Генерал Лапте К. Флора, заместитель командующего армией США в Африке, завершил учение словами о "ценных возможностях для совместной работы и создания профессиональных отношений".
Официальная база AFRICOM Кэмп-Лемонье в Джибути — маленькой лимитрофной юрисдикции, образовавшейся на территории Сомалиленд,  широко используется в джиар-активности США как база для международной борьбы с пиратами Сомали, центр военных операций и совместной деятельности в области безопасности для усилий США в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. Так указано в официальном положении AFRICOM. База используется в операциях в Сомали, Йемене, Аденском заливе и во всем регионе Восточной Африки. У другого, западного побережья Африки на Острове Вознесения, являющемся протекторатом Великобритании, находится еще одна база США, которая совместно с Кэмп-Лемонье способна участвовать в оперативных военных действиях при поддержке с моря и воздуха во всем регионе Северной Африки, включая Египет и Турцию – что особенно актуально сегодня. Базы в Ливии в коллаборации с Францией способны также принимать участие в военных операциях AFRICOM в регионе, включая действия в курдской части Сирии, которую армия США покидает и в которой ведутся военные действия Турции как самой неожиданной страны НАТО сегодня против курдов, по факту имеют случаи геноцида мирного населения.
    В Нигере в начале 2019 года открыта авиабаза ВВС США Niger Air Base 201, рядом с городом Агадес, на краю пустыни Сахара. Объем инвестиций — более 100 млн долларов, ежегодное обслуживание — 15 млн долларов. Там разместятся истребители и беспилотники типа MQ-9. "Мы увеличили огневую мощь, мы увеличили потенциал ISR (разведки, наблюдения и распознавания) и увеличили время отклика", — заявил командир AFRICOM генерал морской пехоты Томас Вальдхаузер. Ранее миссия вооруженных беспилотников США в Нигере действовала в столице Нигера — Ниамее. Уточняется, что беспилотники с этой базы будут "оснащены средствами слежения и нанесения ударов и смогут достигать ряд стран Западной и Северной Африки" — в том числе Мали, района озера Чад, где оперирует исламистская группировка "Боко Харам". 
    Черные армии и ЧВК
    Правительство Соединенных Штатов оказало финансовую и техническую поддержку четвертому Замбийскому батальону ZAMBATT 4, направляющемуся в миротворческие операции Организации Объединенных Наций (MINUSCA) в Центральноафриканской Республике. Американские военные проводят обучение местной гвардии и поддержку по миротворчеству в Замбии с 2015 года. В последних учениях финансирование со стороны Пентагона составило 1 млн долларов. США также финансировали инфраструктурные проекты, как строительство постоянных казарм в Нанкине. Соединенные Штаты финансировали строительные материалы и оборудование, а инженерный батальон армии Замбии выполнил строительные работы.
    Как указано на официальном сайте  www.usaraf.army.mil, правительство США укрепляет потенциал и возможности 21 других стран-партнеров в Африке, чтобы иметь возможность выполнять миротворческие операции ООН и регионов. "Цели — в повышении профессионализма военнослужащих посредством обучения и предоставления поддержки, укрепления оборонных институтов за счет наращивания потенциала и углубления военного партнерства. Усилия США способствуют прочной региональной стабильности и позволяют ее партнерам на всем африканском континенте лидировать в реагировании на угрозы, будь то искусственные или естественные, против их регионов, укрепляя основу для долгосрочной безопасности в Африке".
    Военная база ВВС США Энтеббе в Уганде известна с июля 2016 года, когда в ходе операции "Дубовая сталь" американские войска вторглись в Южный Судан под предлогом защиты американского посольства в Джубе. По информации AFRICOM существуют также военные базы в Аккре (Гана), Габороне (Ботсвана), Дакаре (Сенегал), Дуале (Камерун), Уагадуге (Буркина-Фасо), Момбасе (Кения), обозначенные в документах как центры временной дислокации логистики военного контингента и техники. Военная база Либревилль в Габоне использовалась как центр старта операции "Эхо-Каземат", в которой  войска США и наемники подавили мятеж населения народны в Центральноафриканской Республике и фактически установили оккупационный контроль над ЦАР под предлогом борьбы с "Господней армией сопротивления" Джозефа Кони и пиратством в Гвинейском заливе. База Либревилль использовалась также для военных действий САШ в Нигерии, Нигере, Камеруне и Чаде.
    Африканские правительства и транснациональные корпорации активно привлекают частные военные компании (ЧВК) для охраны важных объектов и режимов государств Африки, включая политических лидеров, транспортные магистрали, месторождения полезных ископаемых. Африканским военным ни собственные лидеры, ни транснациональные корпорации не доверяют, зная их низкий уровень подготовки, не лояльность, возможность участия в переворотах и высокую коррумпированность. Гибель из-за атаки повстанцев-исламистов четверых военнослужащих США в Нигере командование AFRICOM объяснили низким уровнем подготовки своих местных партнеров. Основной акцент – на профессионализм ЧВК, которые также являются охранными компаниями. В Африке отметились многие профи, включая  известную жестким участием в локальных конфликтах, цветных революциях и переворотах на Ближнем Востоке, ЧВК Blackwater.
    Экономическое основание
    В июле 2019 года 54 страны континента (кроме Эритреи) подписали договор о создании Континентальной зона свободной торговли в Африке (AfCFTA). Договор ратифицировали 27 стран. Как ожидается, это соглашение станет крупнейшим за всю историю существования ВТО с 1994 года, позволив уменьшить тарифы таможен для товаров стран-участниц на 90%.
    При этом каждая из стран Африки ведет свою политику по отношению к иностранным инвесторам и определяет свою тактику защиты этих инвестиций также в каждом отдельном кейсе — например, с помощью ЧВК или американского агентства USAID. Прямые вложения американских компаний в различные африканские проекты, согласно данным Госдепартамента, только за 2017 год составили 50 млрд долларов (для сравнения: у России — менее 1 млрд долларов). В открытом докладе Heritage Foundation советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (в отставке с 9 сентября 2019 года) заявил, что "в 2016-2017 годах США отправили в страны Африки 17 млрд долларов финансовой помощи", что почти в три раза превосходит объем китайских прямых инвестиций в африканские страны. Но инвестиции КНР в африканские страны и увеличение экономического влияния Китая являются системными рисками для внешней американской политики на континенте.
    Учтем, что 55 африканских стран с различным уровнем развития и формами управления от авторитарного до парламентского строя стоит рассматривать как совершенно различные конкурентные площадки.  Общие для всех 55 стран и 5 протекторатов Африки особенности — почти полное отсутствие или формальность государственных границ между отдельными странами, высокий уровень коррупции и стратификации общества, слабые национальные законодательства и жесткая конкуренция элит, создающие в каждом случае уникальные дополнительные возможности и риски. Пан-африканский рынок в сравнении с рынками большинства стран мира — образно говоря, чистый лист, позволяющий  развиваться и укрепляться монополиям и глобальным корпорациям.
    Ценность стран Африки в ресурсах, очевидно — это алмазы (ЮАР, Зимбабве),  золото (Гана, Мали, Республика Конго), нефть (Нигерия, Алжир), бокситы (Гвиняя, Гана), колтан-тантал (Конго, Руанда), графит, руды черных металлов, лес и т.д. Ресурсы фосфоритов, а также марганцевых, железных и свинцово-цинковых руд сосредоточены в зоне северного побережья Африки. Страны с высоким дефицитом собственного производства в разных отраслях является крупным рынком сбыта потребительских товаров из Европы, США, но в основном из Китая — одежды, продовольствия, бытовой техники, автомашин, телеком-решений и ИТ. В энергетике это также СПГ-терминалы по африканским проектам российской ПАО "Новатэк". Что важно, по оценке ООН, население Африканского континента составляет 1,3 млрд человек и в ближайшие 20 лет эта численность увеличится в два раза, то есть Африка станет главным источником трудовых ресурсов для Европы и США и растущих стран Юго-Восточной Азии с их стареющим населением и сравнительно высокими темпами экономического роста.
    Инвестиции в крупные или монопольные проекты в таких сравнительно стабильных политически странах, как Алжир, Марокко, Египет, Южноафриканская республика, привлекательны соблюдением сравнительно понятных и подконтрольных по законам этих стран условий: например, прямые иностранные инвестиции в ЮАР в текущем годе достигли пятилетнего максимума. Это стало результатом политики президента Сирила Рамафосы по привлечению 100 млрд долларов иностранных вложений в течение следующих пяти лет. Эстонская компания совместных поездок Taxify/Bolt, аналог Uber и YandexTaxi, зашла на рынок ЮАР в 2017 году и получает стабильно высокую прибыльность. Приток прямых инвестиций в ЮАР увеличился до 5 млрд долларов в 2018 году с менее чем 2 млрд долларов в 2017 году.
    Управляющий фондом на развивающихся рынках и основатель Mobius Capital Partners LLP Джозеф Бернхард Марк Мобиус (управляемые им фонды Templeton Developing Markets Trust и Templeton Emerging Markets в 2017 году купили акции Сбербанка на общую сумму $18,8 млн долларов) призывает обратить внимание на акции компаний из ЮАР, Нигерии и Зимбабве. Инвестиции в Зимбабве Мобиус назвал "отличной возможностью", прогнозируя подъем экономики после свержения ее многолетнего диктатора Роберта Мугабе.
    Конечно, Мобиус может ошибаться. В большинстве стран Африки условия для вхождения и стабильного развития бизнеса не всегда благоприятные, такие вопросы решают лоббисты, ЧВК и иностранные армии, поддерживая или подавляя перевороты, меняя элиты, подкупая и устраняя. Высокий уровень коррупции и отсутствие бизнес-этики у большей части африканских элит является системной частью организованной преступности на всех уровнях общества, включая правительства и президентов. Для примера, акционеры Европейского Банка Реконструкции и Развития, действующего как венчурный портфельный инвестор со значительными финансовыми вложениями в проекты в таких странах, как Китай и Индия,  критически относятся к вложениям в проекты даже в странах Северной Африки — бывшие французские колонии сегодня высоко-рисковые для западных инвесторов.
    В 2018 году товарооборот Китая, основного торгового партнера стран Африки, со странами региона, увеличился на 20% — до 204 млрд долларов. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, с 2007 по 2017 год объем прямых инвестиций Китая в Африку увеличился почти в десять раз — до 43,3 млрд долларов, за этот период китайские банки и компании кредитовали страны Африки на 143 млрд долларов. Госсовет КНР жестко контролирует вложения капитала. Республика Замбия с размером ВВП 25 млрд долларов в связи с долговыми обязательствами перед Китаем в размерах около 12 млрд долларов отдала китайскому инвестору контроль над железной дорогой в Танзанию и крупнейшей электростанцией. В сентябре во время проведения в Пекине "Форума китайско-африканского сотрудничества" председатель КНР Си Цзиньпин пообещал в ближайшие годы вложить в развитие африканских стран еще 60 млрд долларов. Россия также расширяет свои окна возможностей в Африке. Конкурентное давление будет расти, что совпадает с вероятностью возникновения провокаций и рисков, в том числе локальных и более широких военных конфликтов.
Андрей В. Татарчук


Добавить комментарий:

YouTube видео (HTML код - iframe):



  
Осталось символов: 2000 / 2000

Отступление российских войск из Херсона на левый берег Днепра является частью военной стратегии России. Вместо одного Херсона теперь Киев получил жесткий фронт протяженностью сотни километров от Армянска до Донецка. К сожалению, война не закончилась после визита президента Зеленского в этот город, а вошла в более жесткую новую фазу после перегруппировки российской армии, которую в Киеве назвали победой.
Благотворительный фонд украинского общественника Сергея Притулы арендовал на пожертвованные гражданами Украины для покупки трех турецких дронов спутник финской компании ICEYE для нужд ВСУ. Безусловно, орбитальная разведка является важной частью войн XXI века, но в данном случае это очень необдуманная и даже неадекватная покупка.
Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан выразил озабоченность по поводу личной безопасности президента Украины Владимира Зеленского. Риски и угрозы жизни президента независимой республики, находящейся в сложнейшем военном и экономическом положении, увеличиваются с каждым днем.